Механизм в часах - это модульное изделие. Поэтому, сломаться целиком, то есть прийти в полную негодность, он может только в крайне редких случаях. Это очень сильный удар или попадание солёной воды. Теперь подробнее…
В часы попала влага
При этом механизм банально заржавеет. Попало много воды - заржавеет весь, попало мало - заржавеют отдельные детали. Если вода пресная, какой-то (не очень большой) запас времени у Вас есть. Можно вернуться домой из отпуска, найти мастерскую и сдать часы в ремонт. Пресная вода не так активно вызывает коррозию. Если же вода морская, счёт идёт буквально на часы. Современные механизмы изготавливают из обычного металла, нержавеющая сталь не применяется, поэтому соли растворённые в воде очень быстро вызывают появление ржавчины. И, как итог, может потребоваться замена механизма в сборе. Во всех остальных случаях просто меняются сломанные детали.
Как влага может попасть в механизм
Во-первых, она может попасть через переводную головку. В обычных головках и в головках на резьбе стоят резиновые прокладки, обеспечивающие герметичность. Со временем, любая резина стареет и трескается. Всегда и везде! Она трескается и в бюджетных и в эксклюзивных часах. И рано или поздно вода найдёт дорожку.
Во-вторых, она может попасть через заднюю крышку. Под ней также стоит резиновый уплотнитель, который требует периодической замены.
В третьих, вода может попасть через стык между корпусом часов и стеклом. Такое не часто, но случается. Стекло может быть вклеено и клей может разрушиться. Стекло может быть запрессовано на пластиковый уплотнитель, который может выскочить/усохнуть/порваться.
Поломка часов из-за несвоевременного обслуживания
Никто не удивляется тому, что владельцам автомобилей нужно регулярно проходить ТО своего железного коня. Менять масло, фильтры, выработанные детали. Однако, 98% владельцев часов не знают, что им также нужно проходить техобслуживание. Производитель часов, так же как автоконцерн устанавливает сервисный интервал. Уточнить его можно в инструкции, прилагаемой к часам. В большинстве случаев это 2-3 года. При этом меняется масло и выработанные детали. Со временем часовое масло меняет свой состав, густеет. В нём накапливается металлическая пыль от движущихся деталей. В результате, масло начинает работать как абразив. Трение в шестернях возрастает и колёса начинают стачиваться. И если при регулярном ТО меняется только масло, то в запущенных случаях понадобится менять и детали.
Поломка часов по вине владельца
Не все мы читаем инструкции, прилагаемую к приборам. Казалось бы, чего там сложного? Тикают и ладно. Однако многих проблем удалось бы избежать, если бы владелец изучил эту маленькую книжечку. Из неё можно узнать особенности обращения с механизмом, установленным в Вашей конкретной модели. Самые важные из них это правила перевода стрелок, календаря и интервал замены батареек.
Поцарапанное и разбитое стекло
Увы, но убрать царапины на стекле полировкой нельзя. Часовые стёкла не полируются и его придётся менять. Часовые стёкла бывают минеральные и сапфировые. Узнать, какое стекло стоит в Ваших часах, можно по их задней крышке. Если стекло сапфировое, об этом будет указано. Если соответствующей надписи "Sapphire glass" нет, скорее всего, стекло минеральное.
Сломанный переводной вал
Переводной вал это стальной пруток, соединяющий переводную головку с колёсами механизма. Сами валы очень прочные и зачастую сломать его так, чтобы это безболезненно прошло для механизма, нельзя. Очень часто обломок вала остаётся в механизме и, чтобы его достать приходится делать полную разборку.